Православные святыни Серебряного кольца России
О проекте Санкт-Петербург и пригороды Контакты

ЧАСОВНЯ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
Паломничество в град на Неве для большинства православных начинается с посещения мест упокоения известных на весь мир святых - блаженной Ксении и св. пр. Иоанна Кронштадтского.

В какую бы часть земного шара не пришлось попасть путешественнику, если найдет он там православную церковь и попадет на богослужение, то обязательно услышит молитвенное обращение к этим, просиявшим в городе на Неве, святым. Смоленское кладбище располагается в окраинной части города, почти на берегу Финского залива. Тем, кто будет путешествовать "своим ходом", мы рекомендуем не проторенный паломническими службами, да и самими питерцами из-за того, что нужно идти пешком, маршрут. Все едут обычно от метро "Василеостровская" на маршрутке до ворот Смоленского кладбища, у которых стоит храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери, а от него идет дорожка к часовне блаженной Ксении.

Мы же предлагаем вам доехать до следующей после "Василеостровской" станции метро - "Приморская". Когда вы выйдете из недр земных, на вас пахнет морским ветром - через дорогу от метро виден берег Финского залива. Но идти нужно в противоположную от залива сторону - перейдите через мостик, перекрывающий реку Смоленку, и на левом берегу вы увидите ограду кладбища. Дойдите до ее середины, до прохода в стене, от которого ведут большие бетонные плиты, и смело вступайте в "приют покоящихся от земных трудов". Широкие плиты выведут вас на главную дорожку кладбища, которая приведет к Смоленскому храму и к часовне. И, пока вы будете идти по кладбищу, сам вид старых надгробий и крестов, надписи на них, свидетельствующие о том, что здесь покоится еще первое поколение петербуржцев, а так же немало знаменитых деятелей культуры, искусства, науки прошлых веков, поможет отрешиться от мирской суеты и подготовиться к встрече с той, что была совершенно свободна от земных попечений. Но она и при жизни своей, и по кончине неизменно помогает всем, кто изнемогает под бременем скорбей и житейских проблем.

Прежде чем мы пойдем к "нашей Ксеньюшке" - народной печальнице, почтим памятник ее трудов - с тайным ее участием воздвигнутую в 1794-1796 гг. церковь Смоленской иконы Божьей Матери. Этот храм особенный - по внутреннему убранству он очень отличается от многих питерских храмов и скорее напоминает среднерусские и московские церкви. Он также покрыт ярким узорочьем, орнаментом, не пугает грандиозностью размеров - уютен, семейственен. В этом храме после революционного разорения были собраны иконы из закрытых храмов города, многие там и остались. Потому особенно благодатный намоленный дух чувствуется здесь. Этот дух хранят старинные иконы Божьей Матери - Казанская, Всех скорбящих радосте, Милующая, Толгская, Достойно есть.

А чудотворная икона Божией Матери Смоленская стоит на своем месте уже два столетия - она точная копия той, перед которой молились первые строители города на болоте, те, что были родом из Смоленска - они привезли икону с собой на "стройку века". Многие с молитвой пред Смоленской иконой отошли в вечность и были похоронены на получившем название от имени их родины кладбище. Перед иконой Смоленской Божьей Матери молилась, несомненно, и сама блаженная Ксения. И Божия Матерь была ее верной путеводительницей в хождении по волнам моря житейского.

Икона Смоленской Божьей Матери принадлежит к иконописному типу, который сложился в Византии и получил наименование "одигитрия" - путеводительница.

Находясь в храме на Смоленском кладбище, не забудем почтить и ту, в честь кого была крещена наша русская угодница. В левом пределе храма, освященном в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мы можем подойти к иконе преподобной Ксении Римлянины. Она лежит посредине на аналое и мы, так же как и несколько столетий назад наша блаженная мать Ксения, преклоним колени перед той, к кому она обращалась с пламенной молитвой, вступив на подвиг юродства. "Ксения" - значит чужестранка. Так прозвали юную римскую аристократку Евсевию, сбежавшую из отчего дома в греческий монастырь. Прозвище стало иноческим именем, а после канонизации прп. Ксении Римлянины вошло в Святцы. В самом наименовании древней подвижницы "чужестранкой" слышится неприязнь, которую она выносила от тех, кто придумал прозвище. Но, каждый настоящий подвижник - житель небесной Отчизны, а для этого мира он "чужестранец". Такой стала и наша святая, приняв на себе образ юродства Христа ради.

Костюм мужа и имя его "Андрей Федорович" Блаженная носила до тех пор, пока он не истлел. Так - и в жару, и в трескучие морозы святая - томила свою плоть. Потом, опять назвавшись Ксенией, она надела холщовую красную юбку и зеленую кофту и носила их до самой кончины. Ей не раз давали теплую одежду, но в тот же день она передавала "обновку" какому-нибудь бедняку. На чудесной иконе, которая лежит на аналое в часовне- усыпальнице, мы видим Блаженную именно в таком виде - простой бабушки, которых - слава Богу - пока еще много на Руси. Но лик ее просветлен и прекрасен и отличается от изображений на ранних гравюрах. Близкие по времени к блаженной Ксении изобразители старались передать весь внешний ужас ее подвига - растрепанные, нечесанные седые волосы, выбивающиеся из-под платка, рванная и грязная одежда, огромные, распухшие ступни ног, лицо, обезображенное глубокими морщинами. Да, такой и была при жизни блаженная Ксения. Внешне непригляднее многих современных бомжей… Сорок пять лет Блаженная прожила, "не имея, где главу преклонить". Спала она часто короткие минуты прямо на голой земле, ночи на пролет проводя в молитвенном вопле за грешников. Босая, сирая, убогая… и самая сильная, самая близкая, самая верная утешительница, заступница всех, кто нуждался в ее помощи. На современных иконах мы видим именно такой лик - победившего земную тяжесть, земную неприглядность воина Христова - и палка в руках странницы выглядит на иконах как меч духовный, которым Блаженная разила духов зла.

Подвиг блаженной матери нашей Ксении, так же, как и подвиги других Христа ради юродивых, которые в это время в изобилии появились в разных городах России, противостоял духу "обмирщения", измене вере отцов, который пытались насадить сверху, через неверующих обер-прокуроров Синода, через чиновников разных рангов, через наводнивших страну иностранцев. Прошли столетия и мы понимаем, что служение блаженной Ксении состояло не только в помощи отдельным людям (кого-то спасти от нужды, кому-то вымолить жениха или невесту, или ребенка, помочь по устройству на службе, в учебе, в различных жизненных переменах), а именно в охранении народного благочестия.vКакое вольномыслие или неверие могли привить народу, если в среде его жила такая святая! Какими новыми учениями, какой модой можно увлечь человека, если он видел, что рядом с ним творятся чудеса той, кто хранит заветы стародавние. Многих и многих русских людей блаженная Ксения приводила к православной вере и сохраняла в ней. И служение это не прекратилось после кончины - блаженная Ксения предположительно отошла в Вечность в самом начале Х1Х века, в 1802 или 1803 году, в возрасте 71 года. Одно только ее имя и сразу же после кончины, и в наши дни возбуждает веру в незыблемость православия.

С рассказами о чудесах блаженной Ксении вышло уже около десятка разных книжек. Приход храма Смоленской иконы Божьей Матери издает свою газету, в ней печатаются "свежие письма", вышло уже два сборника, в которые вошли письма со свидетельствами о современных чудотворениях блаженной. Назовем некоторые из них:
  • "Блаженная Ксения Петербургская. Современные чудеса. Житие. Акафист." М. 1994;
  • "Святая блаженная Ксения Петербургская". Изд.2-ое, доп. СПБ. 1999;
  • "Книга о святой блаженной Ксении Петербургской. Рассказы о жизни. Свидетельства очевидцев о чудесах и исцелениях по молитвам блаженной Ксении. Акафист. Молитва". М, 2000.

А теперь расскажем паломникам об истории строительства часовни над могилой блаженной Ксении. После упокоения праведницы она была похоронена на месте, которая сама определила для погребения. На могилу стал во множестве стекаться православный люд. Каждый посетитель уносил с могильного холмика шепотку земли, от которой, как было замечено, проистекали исцеления. Приходилось делать новую насыпь, которая снова разбиралась почитателями блаженной Ксении. На насыпь положили могильную плиту, ее вскоре разобрали на кусочки и разнесли по домам. Положили новую плиту - с ней случилось то же самое. После этого на народные пожертвования, собранные тут же на могилке, была построена первая деревянная часовня, над дверью с наружной стороны которой была сделана надпись: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На сем месте положено тело рабы Божьей Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Федоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год; звалась именем Андрей Федорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души. Аминь".

В 1901 году по проекту архитектора А. А. Всеславина над могилой блаженной Ксении была начата постройка новой каменной часовни в русском стиле. Завершено строительство было в 1902 году, 12 октября совершилось освящение. В изголовье мраморной гробницы был поставлен иконостас из мрамора и висел мозаичный образ Распятия, перед которым горела неугасимая лампада. На стенах было множество икон.

После революции и начавшихся гонений на церковь, "двадцатка" Смоленской церкви и священники подписали с Василеостровским Советом рабочих депутатов договор об аренде часовни. Среди имен подписавшихся под этим документом мы видим имя настоятеля - протоирея Алексея Западалова. Именно он отпевал Александра Блока и над могилой поэта прочел стихотворение "Девушка пела в церковном хоре". Впоследствии священник принял мученическую кончину в Свирьлаге.

В 1940 году часовню закрыли, но люди не переставали идти к своей заступнице в скорбях. Во время войны в часовне устроили склад горюче-смазочных материалов, надгробие разобрали, иконы сожгли. После войны в 1946 году было получено разрешение на открытие часовни. Отсыревшее, оскверненное здание было отреставрировано, начали служить панихиды. С девяти утра до девяти вечера поток людей не иссякал в те годы. В 1960 году часовню опять закрыли, устроили в ней скульптурную мастерскую. Но паломники продолжали идти к Ксеньюшке.

А потом, летом 1988 года, состоялось прославление - официальная канонизация Блаженной.

Посетив часовенку на Смоленском, паломники не забывают побывать на могилках и других подвижниц - последовательниц блаженной Ксении, неподалеку от нее покоящихся. Спросите любого питерца, которого вы встретите у "Заветной часовни": "А где тут могилка блаженной Ирины и блаженной Анны?" И они вам непременной укажут тропинку между надгробиями, по которой нужно пройти несколько метров - и вы очутитесь перед простыми крестиками с простонародными "киотиками для фотографий". На них и найдете имена тех подвижниц, о которых вы спрашивали.

О погребенных на Смоленской кладбище юродивых Анне Петровне, Ирине, Марфе, Ольге, Харитине, Василии, Исидоре мы знаем только по именам. Укажем вам место их упокоения на Смоленском кладбище. Блаженные Марфа и Мария похоронены рядом на Леляновской дорожке (указатели с названиями дорожек стоят у их края, выходящего на главную дорогу кладбища). Могилка блаженной Ольги на 29 дорожке. Блаженная Анна Петровна Комиссарова покоится на Новгородской дорожке, а блаженная Ирина - на Серовской дорожке. Могилки же блаженных Харитины, Василия и Исидора затерялись, известно только, что находились они неподалеку от часовни блаженной Ксении. Имена всех названных Христа ради юродивых свято хранились в народе питерском. К ним еще при жизни ходили за советом и получали от них утешение и вразумление. Но житием их, видимо, не интересовались (так бывает у нас, русских, нам важно что-то получить от подвижника, а о нем самом - каково ему приходится в этой жизни - мы часто и не задумываемся). Исключение составляет блаженная Анна Ивановна, о которой почитатели написали краткое житие сразу после кончины, а сейчас переиздано.

Блаженная Анна Ивановна похоронена неподалеку от часовни блаженной Ксении. Скончалась 1 июля 1853 года, тысячи людей собрались на погребение 15 июля, газеты писали о 40 тысячах человек, пришедших проститься с той кто помогала им нести жизненный крест.

Наследницей блаженной Анны Ивановны в служении людям подвигом юродством была блаженная Матрона-босоножка. Похоронена она была "на Песках" - окраинном районе Санкт-Петербурга - в начале ХХ столетия. Ныне ее мощи почивают на подворье Зеленецкого монастыря.

Рядом с крестом с именами блаженных последовательниц матери нашей Ксении на Смоленском кладбище стоит крест, на котором написано "Сорок мучеников". Этот крест напоминает о мучениках за веру Христову "от безбожников в годину лютых гонений пострадавших", имена которых нам не известны. Народное предание сохранило память о том, что были они священниками и были брошены живыми в выкопанную ими самими могилу. Есть и другая версия - неподалеку от храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери, за оградой кладбища, стоит храм в честь Воскресения Христова. Построен он был в 1901 году в стиле церквей ХVII века ("нарышкинском"). Храм до сих пор не восстановлен и напоминает о страшном поругании, которое претерпел (из него сделали гальванический цех). Рассказывают, что в его стенах, или на пустыре за ним, расстреливали верующих (место глухое, жилые дома не очень близко). В нише северного предела на уровне головы обнаружены следы от пуль, глубоко вонзившихся в тело церкви. Неподалеку от храма-мученика на пустыре обнаружена братская могила. Кроме того, реставраторы обнаружили, что цинковый образ Христа Спасителя, над входом в храм пробит пулями, а рядом при раскопках в земле нашли проржавленный пистолет.

Поруганный вид храма Воскресения Христова напоминает нам о "безбожных пятилетках". Но самое важное напоминание об этом богоборческом времени - это место упокоения на Смоленской кладбище продолжательницы дела блаженной Ксении - новомученицы блаженной Марии Гатчинской. Удивительно, как Ксеньюшка собрала к себе "своих присных", своих родственников в юродстве Христа ради. Ведь в совсем других краях подвизалась блаженная Мария, а ныне похоронена совсем недалеко от часовенки - идите прямо по мощенной дорожке с левой стороны от хранительницы мощей блаженной Ксении. Сначала вы остановитесь у мозаичного образа Христа Спасителя на одном из надгробий, а потом пройдете еще несколько шагов - и справа будет могилка мученицы Марии Гатчинской. Умучена эта обездвиженная и почти потерявшая дар речи от долгого паралича подвижница в 1932 году.

В заключение рассказа о Смоленском кладбище приведем расписание богослужений: Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10 часов утра. В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии - ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10 часов. Каждый день по окончании литургии - Таинство Крещения. Вечернее богослужение начинается в 6 часов вечера в летнее время и в 5 часов вечера в зимнее.vМолебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11 часов утра в будни и с 10 часов утра - в праздники. Часовня открыта для посещений до 5 часов вечера.vАдрес храма Смоленской иконы Божьей Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды: 199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.

Адрес: 199048, С.-Петербург, Камская ул., 24. Транспорт: ст. метро "Василеостровская, Приморская"; мрш. К144, К249, авт. 41, 42. Телефон: (812) 321-14-83.

В часовне блаженной Ксении Петербургской ежедневно с 10 часов (в воскресенье с 9 ч.) до 17 часов непрерывно, с промежутком 5-10 минут, служатся молебны святой блаженной Ксении о здравии и заупокойные молитвы.

Казанский собор | Исаакиевский собор | Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Петропавловский собор | Иоанновский монастырь | Часовня блаженной Ксении Петербургской
Троице-Сергиева пустынь в Стрельне | Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице
Генеральный спонсор - компания "Зебра Телеком"